Найти на сайте:
Ипотечное кредитование в России


Бесплатный онлайн сонник Юноны и гороскопы.
e3 investment стоит ли вкладывать и реальные e3investment ru отзывы


К вам пришел коллектор

15.10.2013  // Фаина Филина, специально для Ipocredit.Ru
Ipocredit.15.10.13_270x240.jpg
Как правильно себя вести при общении со взыскателями долгов?

Цели…

Ближайшие несколько лет рынок коллекторских услуг будет стабильно расти. Такую тенденцию эксперты объясняют, с одной стороны, ростом доверия к коллекторам со стороны кредиторов, а с другой, более взвешенным подходом банков к своим затратам на взыскание ипотечных долгов.

По словам заместителя генерального директора коллекторского агентства АКМ Александра Щербакова, чаще всего банки обращаются к коллекторам с задолженностью по потребительским, экспресс-кредитам и по кредитным картам. Эти продукты априори наиболее высокорисковые, так как не предполагают предварительного серьезного скоринга и в большинстве случаев не обеспечены залогом.

Автокредиты попадают в работу коллекторам реже, поскольку банк пытается сам обратить взыскание на заложенное имущество. И только убедившись, что просрочивший заемщик не готов добровольно расстаться с машиной, кредитор обращается в коллекторское агентство.

«Ипотека – самый редкий банковский продукт на коллекторском рынке, – рассказывает Щербаков. – Большинство известных нам проектов по ипотеке связано со взысканием задолженности, оставшейся уже после реализации заложенной банку недвижимости, так что коллекторам часто достается «необеспеченная ипотека». Процедура взыскания подобных долгов чрезвычайно трудна, ведь у заемщика уже нет квартиры, но он все равно остался должен банку. Такое возможно в случае небольшого первоначального взноса  или падения цены на предмет залога.

Эту статистику подтверждает и информация из бюро кредитных историй. По словам заместителя генерального директора ОКБ Николая Мясникова, в год бывает до 700 дефолтных ипотек, около 200 дел рассматриваются в судах. Фактически до коллекторов могут дойти именно эти, «судебные» заемщики. Вряд ли такие займы могут занять существенную долю в портфелях коллекторов.

… и средства

Бывает, коллекторы звонят и вполне добросовестным заемщикам. Например, если платеж по каким-то случайным причинам не прошел в «час Х» либо был внесен с небольшим опозданием, на следующий день коллекторы могут позвонить с вопросом: «Есть ли у вас какие-то проблемы?». По опыту скажу, что тон разговора взыскателей не всегда бывает вежливым. Причем даже если произошла техническая ошибка, они не утруждают себя извинениями. Хотя сами коллекторы поясняют, что работа аккредитованных агентств по взысканию долгов осуществляется в рамках действующего законодательства.

В своей работе агентства используют разные методы взыскания.

Например, на досудебной стадии используется sms-рассылка с напоминанием о задолженности перед банком, телефонные звонки, письма по электронной почте и т.д.

«На этом этапе важно выявить причину образования просрочки, предложить схему погашения долга, – комментирует заместитель генерального директора компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Терехова. – Если причины невозврата носят объективный характер, то коллекторы, по предварительному согласованию с банком, могут дисконтировать либо реструктурировать долг». По ее словам, на досудебном этапе возвращается до 90% просроченной задолженности.

Если договориться с должником все-таки не удается, дело передается в суд. При этом сотрудники коллекторского агентства полностью сопровождают судебный процесс, инициируя и контролируя ход исполнительного производства.

«Первостепенная задача – вовсе не запугать должника или вызвать встречную агрессию, – уверяет Александр Щербаков. – Задача – выяснить объективную причину неплатежа. Большинство вопросов нам удается решить по телефону. Иногда срабатывают письменные требования. Выезды по месту жительства и судебные тяжбы – самые дорогостоящие и оттого наименее используемые механизмы взыскания».

Елена Терехова убеждена, что если речь идет о ведущих коллекторских агентствах, то ситуации, когда в адрес должника поступают угрозы, полностью исключены. «К сожалению, на рынке еще остаются так называемые «серые» коллекторские агентства, которые активно практикуют такие методы работы», – тут же добавляет она. «Такие инциденты, безусловно, встречаются», – подтверждает Александр Щербаков. По его словам, есть тонкая грань между грубым разговором и угрозами. Если первый носит, скорее, эмоциональный характер и в некоторых случаях допустим, то угрозы однозначно запрещены действующим законодательством и использоваться коллекторами не могут. «Кроме того, профессиональные взыскатели никогда не накаляют беседу инициативно, как правило, это следствие агрессивного поведения самого должника», – подчеркивает эксперт.

Правильное поведение

Как правильно себя вести заемщику при общении с коллекторами? По словам Александра Щербакова, в первую очередь, адекватно.

«У коллектора нет цели испортить вам жизнь, задача у него весьма прагматичная – добиться погашения долга, – рассказывает он. – Если с вами корректно разговаривают, не следует скрываться от представителя кредитора или скандалить с ним по телефону». Если же вам угрожают или оскорбляют – обращайтесь в правоохранительные органы. Как правило, в подобных действиях полицейские не находят признаков состава преступления, но сам факт обращения способен урезонить особо ретивых взыскателей.

«Наверное, первый и главный совет – при общении с коллектором не стоит паниковать и идти на конфликт», – рекомендует Елена Терехова. Специалист по взысканию может стать помощником должника, если тот, в свою очередь, будет открыт для конструктивного диалога. Так, например, совместно с коллектором можно разработать график погашения задолженности, который будет устраивать обе стороны. Кроме того, коллектор может предложить варианты реструктуризации долга либо иные варианты выхода из ситуации. Это позволит не доводить дело до суда и соответствующих судебных издержек, а на стадии исполнительного производства избежать мер принудительного исполнения, принимаемых судебным приставом.

 

К списку публикаций    Версия для печати

Обсуждаем (0)

Добавить комментарий:



  

© 2005–2018 IPOCREDIT.RU – Ипотека, ипотечное кредитование в России
[email protected] – новости, пресс-релизы
[email protected] – информационное сотрудничество
[email protected] – рекламное сотрудничество