Найти на сайте:
Ипотечное кредитование в России


IPOservis. IPO частного бизнеса
Бесплатный онлайн сонник Юноны и гороскопы.
atlantic global


Средний класс должен указывать застройщикам, как должно выглядеть его жилье

28.05.2008 11:42  [ IRN.RU ]

На слушаниях Общественной палаты РФ была принята резолюция, в которой предложено учитывать мнение жильцов при разработке планов застроек и развития поселений. Речь идет о жилье для среднего класса. Ценовая политика в строительной сфере привела к тому, что в России типовое жилье покупают по цене элитного. Так что вопрос качества его становится все острее. Но проблем так много, что решить вопрос будет сложно.

В Москве в рамках Первой Московской биеннале архитектуры «Как жить» состоялись слушания Общественной палаты РФ, посвященные долгосрочной стратегии массового строительства жилья в свете ее содействия становлению среднего класса в России.

«В России нет представления, каким должно быть жилье, и никто не спрашивает потребителя, чего он хочет»Как выяснилось в ходе обсуждения, средний класс в идеале должен диктовать застройщикам, какое жилье он хотел бы видеть. Однако в России этого класса почти нет. Высокий уровень образования и сфера деятельности не всегда гарантирует соответствующий доход. Кроме того, строители ориентированы на извлечение прибыли из квадратного метра, а не на качественное обустройство жизни. Россияне за 80 лет растеряли практику обустройства своего жилья, мало того, в стране понятие жильца сменилось канцелярским словом «квартиросъемщик». Обратный процесс идет медленно.

Как выразился руководитель проекта «Российский дом будущего» Сергей Журавлев, в стране до сих пор жилье определяют квадратными метрами, а не целым домом или квартирой. Да и вообще в России нет представления, каким должно быть жилье, и никто не спрашивает потребителя, чего он хочет.

Поэтому участники проекта решили ориентироваться на средний класс. По мнению Журавлева, это не только доходы, но и определенные потребности.

Вице-президент Ассоциации строителей России Владимир Пономарев возражает, что при нынешних ценах на цемент мало кто может позволить себе жилье, - ни врачи, ни учителя, ни менеджеры среднего звена, которые во всем мире относятся к среднему классу.

«Когда экономика будет менее дефицитной, можно будет говорить о качественно новом жилье. А пока людей надо просто куда-то поселить», - сказал он.

С этим согласны не все, утверждая, что важнее все-таки качество. Но в крупных городах вначале возводят многоэтажные дома, а потом оказывается, что даже дороги к ним проложить негде.

Кроме того, жилье для среднего класса подразумевает и снижение издержек на его содержание, напомнил Журавлев. Но в России, по его словам, технологии таковы, что через 5 лет жилье превращается в рухлядь.

«Строители живут одним днем и стараются получить максимум прибыли. А потому новые архитектурные, социальные и технологические стандарты строительства жилья должны быть приняты на законодательном уровне», - считает он.

Однако председатель комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию Вячеслав Глазычев отметил, что пока нет и речи о соответствующем этому классу среднем бизнесе, который бы строил жилье типа таун-хаусов, - основного для него сегмента. Как показывает практика, для этого нужны небольшие компании, а не гиганты.

Другая беда, по выражению Глазычева – это «анархический размах землепользования», когда под каждый участок застройщики делают свой план, а у муниципалитетов на генеральные планы нет денег.

«Декларируется, что к 2010 году будут генпланы для всех поселений. Это неправда. А без этого никто на местах не станет внедрять у себя пилотные проекты качественно нового жилья», - напоминает он.

Значит, в стране и дальше будут строить некрасивые и неудобные дома без социальной инфраструктуры. Барт Голдхоорн, организатор биеннале, признался в связи с этим, что его «раздражает, что в России «Жигули» покупают по цене «Мерседеса».

«Если говорить о качестве жилья, то в России с середины прошлого века не изменилось ничего. Только теперь человек платит элитную цену за типовое жилье», - сказал он.

Он предлагает создавать индивидуальные проекты из типовых элементов, что понизит затраты на строительство и повысит качество жилья для среднего класса. Себестоимость таких строений в Европе составляет 700 евро за кв. метр. Второе, на что обратил внимание Голдхоорн, это необходимость пересмотра срока согласований работ.

«В России строитель должен вечно делать что-то бегом, и то если докажет, что имеет на это право», - заметил он. А научный руководитель ГУ ВШЭ Евгений Ясин главным тормозом развития рынка жилья для среднего класса в стране назвал структуру строительного рынка в целом.

«Мы наблюдаем полное торжество альянса местной власти и строителей-монополистов, а также производителей стройматериалов. Из-за этого национальный проект «Доступное и комфортное жилье» практически сорван», - говорит он.

Президент НАМИКС Елена Николаева обратила внимание на то, что сейчас в правительство передан проект долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан РФ, в которой перечисленные проблемы не обозначены.

«В документе нет ни системы оценки, ни категорий, ни даже видения того, какое жилья будет приоритетным с точки зрения строительства. Мы должны срочно отреагировать на это, поскольку в ближайшее время он будет принят за основу, под которую будут сделаны поправки в законы», - сказала она.

По итогам участники слушаний приняли резолюцию, в которой предложили создать рабочую группу при правительстве России по проблемам формирования и жизнеобустройства среднего класса страны. В документе они предложили такие приоритеты жилищной политики, как разработку новых стандартов благоустройства жилья, переход от учета квадратных метров к росту количества жилищ, поддержку саморегулирования и инноваций с этой сфере, а также развитие жилищной политики с помощью государства и вовлечения жильцов в составление планов застройки и развития поселений.

К списку новостей    Версия для печати

Обсуждаем (0)

Добавить комментарий:



  

© 2005–2017 IPOCREDIT.RU – Ипотека, ипотечное кредитование в России
[email protected] – новости, пресс-релизы
[email protected] – информационное сотрудничество
[email protected] – рекламное сотрудничество