Найти на сайте:
Ипотечное кредитование в России


Бесплатный онлайн сонник Юноны и гороскопы.


Ипотечный бум до кризиса доведет

29.05.2008 10:27  [ НЭП ]

Уральские банкиры прогнозируют российскому ипотечному рынку американский сценарий.

Уральское банковское сообщество обнаружило на российском ипотечном рынке первые предпосылки кризиса, который развернулся в США. Российский ипотечный бум, спровоцированный прошлогодней либерализацией требований к заемщикам и желанием властей сделать ипотеку более доступной, а также рост объемов нецелевого ипотечного кредитования, – все это, по мнению банкиров, в ближайшие 10 лет может привести к краху отечественного рынка ипотеки.

Участники местного банковского рынка отмечают: превращение недвижимости в выгодный актив сделало ипотеку одним из самых востребованных банковских продуктов. По данным главы екатеринбургского кредитно-кассового офиса «Городского ипотечного банка» (ГИБ) Станислава Дехтулинского, либерализация требований к заемщикам со стороны банков только усилила эту тенденцию. В 2005 году финансово-кредитные учреждения работали со ставками в среднем в пределах 16-18% годовых в рублях, а сумма кредита составляла от $10 тыс. до $ 400 тыс. на срок до 10 лет. В 2007 году банки увеличили суммы и сроки кредитов в среднем до 25 лет, а ставки снизили до 10,75%. При этом часть банков сняла ограничения по максимальному размеру кредита.

С началом международного кризиса ликвидности банки ужесточили требования к заемщикам. Однако на ипотечный рынок это не оказало серьезного влияния: в общем портфеле ипотечных кредитов большое место заняла нецелевая ипотека. В настоящий момент в уральских банках ее доля, по данным кредитного брокера «Фосбор Хоум», варьируется от 40 до 50%. По словам директора екатеринбургского филиала «Фосборн Хоум» Александра Комарова, популярно брать нецелевую ипотеку на развитие бизнеса.

Чаще всего предприниматели, отдавая в залог личное жилье, берут займы для приобретения коммерческой недвижимости, диверсификации бизнеса или пополнения оборотных средств. При этом специализированные ипотечные банки – DeltaCredit и ГИБ – не отслеживают цели заемщика и не требуют подтверждения целевого расходования средств. Более того, некоторые банки под залог недвижимости кредитуют даже тех предпринимателей, которые сдают «нулевую» налоговую отчетность. Ряд банкиров уверены, что это довольно рискованный шаг.

«Наши правила не позволяют кредитовать развитие бизнеса под залог квартиры. Человек берет кредит на 20-25 лет под ставку 11-12% и вкладывает в бизнес, который имеет меньшие сроки по окупаемости, но большие риски. Андеррайтинг не позволяет кредитовать такого заемщика», – говорит начальник управления по работе с частными клиентами екатеринбургского филиала банка Сосьете Женераль Восток Сергей Козлов.

По его мнению, либеральные требования к заемщикам и рост объемов нецелевого ипотечного кредитования уже через 5-10 лет негативно скажутся на банковском рынке. Число «просрочников» в банках вырастет больше чем на 3% (условный «размер» безопасности для кредитора). Пока уровень просрочки в Сосьете Женераль, ГИБ и DeltaCredit, по данным менеджеров этих банков, составляет менее 1%.

«Ипотека активно выдается с 2002 года и для того, чтобы оценить последствия роста объемов длинных займов, нужно время. А просроченная задолженность накапливается постепенно. Так в России уже произошло с экспресс-кредитованием. То же самое мы видели в США на ипотечном рынке», – говорит г-н Козлов.

Между тем ряд банкиров считают эти опасения напрасными. В частности, Станислав Дехтулинский приводит статистику ЦБ, согласно которой львиная доля ипотечных кредитов, взятых в начале 2000-х годов, была погашена досрочно, в течение 6-7 лет. Впрочем, он согласен, что уже в этом году регионы могут столкнуться с периодом статистических дефолтов. Это не обрушит рынок, но заставит банки еще раз скорректировать свои кредитные программы.

К списку новостей    Версия для печати

Обсуждаем (0)

Добавить комментарий:



  

© 2005–2019 IPOCREDIT.RU – Ипотека, ипотечное кредитование в России
[email protected] – новости, пресс-релизы
[email protected] – информационное сотрудничество
[email protected] – рекламное сотрудничество