Эксперты: Гаражам не угнаться за квартирами
17.03.2008 13:31
[ РБК ]
Гаражи, многоэтажные паркинги становятся равноправным сегментом московского рынка коммерческой недвижимости. Вложенные в такие объекты средства показывают высокую доходность – для приобретения машиномест уже предлагаются специальными ипотечные программы банками.
Действительно, стоимость машиномест исчисляется десятками тысяч долларов, а в ряде случаев приближается к стоимости квартиры. "Проблемы никакой нет. Любой банк готов выдать кредит под залог приобретаемого машиноместа – на тех же условиях, что ипотека и по той же стоимости денег", – рекомендует в эфире РБК-ТВ в программе "Недвижимость" зам руководителя департамента градостроительной политики г.Москвы Константин Королевский.
Тем временем банкиры утверждают обратное. "Закон "Об ипотеке" в части кредитования гаражей, по сути, не работает, – объясняет вице-президент по развитию DeltaCredit Динара Юнусова. – Потому что гараж нельзя взять в залог. Если нельзя взять гараж в залог, банки берут на себя определенные риски и те банки, что предлагают гаражную ипотеку, – предлагают обычный потребительский кредит…". Это значит, что стоимость денег выше, чем при ипотечном кредитовании.
Имеет ли смысл рассматривать москвоские гаражи и машиноместа как альтернативу квартирам в смысле вложения денег? Ведь по темпам роста цен в течение последних двух лет гаражи едва не догнали квартиры! "В 2006г. в период ажиотажного роста цен на жилье, квартиры подорожали примерно в 2 раза, машиноместа только на 50%. Во время стагнации 2007г. машиноместа немного догнали квартиры – еще на 20% усилив рост, – говорит руководитель аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко. – Сейчас пошла новая волна удорожания квартир, с начала года цены выросли на 10-15%. И я не уверен, что машиноместа смогут угнаться за темпом роста квартир".
Иными словами, эксперт не рекомендует "вкладываться в гаражи": "Нельзя сказать, что этот сегмент недооценен, скорее, наоборот, есть ощущение, что он переоценен в силу дефицита парковочных мест в Москве. Казалось бы, постепенно гаражная проблема в Москве должна решаться, и на сколько купленные сейчас по высоким ценам гаражи будут расти в цене – вопрос". А, скорее всего, вероятна стабилизация цен на машиноместа.
Напомним, самые дорогие машиноместа предлагаются в элитных домах: на Остоженке, к примеру, до 200 тысяч долларов. В районе третьего и четвертого транспортных колец – 50-70 тысяч. За МКАДом, в ближнем Подмосковье – от 20 до 30 тысяч долларов за место.
Но если застройка не очень плотная или рядом есть охраняемая стоянка, машиноместа "подвисают", по словам О.Репченко, "продаются очень плохо и нередко бывает, что при уже заселенной новостройке долго висят плакаты о продаже машиномест…". В тоже время в тех районах, где совсем тяжело с парковкой, машиноместа оказываются дефицитным товаром, которые зачастую уходит по, казалось бы, неразумным ценам…
В любом случае ограничением при покупке гаража или машиноместа служит цена самой машины: к тому же всегда есть альтернатива в виде страхования автомобиля от угона, да и выгоднее оставлять машину на охраняемой стоянке или арендовать машиноместо, чем покупать гараж. Напомним, средняя цена аренды машиноместа в Москве сегодня – 200-300 долларов в месяц. 20 лет такой аренды как раз и составляют стоимость машиноместа в центре.
То есть многоуровневые паркинги становятся реальными инструментом решения "гаражной проблемы".
Остается добавить, на сегодня в Москве зарегистрировано около 3 млн автомобилей. Одновременно по улицам города перемещается не более 15% от их числа – около 250 тысяч машин. Учитывая, что число автомобилей растет, очень скоро движение в Москве будет парализовано, вычислили в Академии прогнозирования, – это произойдет в 2012г., когда на улицы Москвы одновременно выкатятся 300 тысяч авто.
Добавить комментарий: